Эргономика — это важно

03.11.2023
Эргономика — это важно

Помните времена, когда люди носили на плече кассетный магнитофон? Конечно, их спины не были благодарны за это. Доморощенный «специалист» по эргономике решил бы проблему с помощью тележки, в то время как профессионал изобрёл плеер Walkman. Этот простой пример демонстрирует, как важно уметь ставить потребности людей на первое место. Эргономика – увлекательная область науки, и Karcher уделяет ей огромное внимание при разработке новых изделий.

Создана быть незаметной

Иногда отсутствие похвалы – это лучшая похвала. Эргономика часто остаётся без внимания: пользователи замечают только её отсутствие, например, когда они перетруждают спину или царапаются об острый край машины. Мало кто понимает, сколько усилий уходит на создание продукта с эргономичным дизайном.

Обратимся к корням: термин «эргономика» впервые использовал в 1857 Войцех Ястшембовский (Wojciech Jastrzebowski). Он искал возможность прилагать минимум усилий в работе, чтобы «пожинать плоды жизненных трудов – для собственного и всеобщего блага». Примерно через 100 лет У. Е. Вудсон (W. E. Woodson) разработал концепцию создания продукции с максимальной эффективностью при минимальных усилиях. В 2011 году появился стандарт DIN EN ISO 26800 – первый документ, в котором собраны все принципы эргономичного управления техникой.

Специалисты по эргономике

Что отличает хорошего специалиста по эргономике?

Если вы обсудите этот вопрос со специалистами Karcher, то почувствуете их страсть к упрощению жизни пользователей. Денис Даммкахлер (Denis Dammkahler), директор отдела промышленного дизайна профессиональных товаров, объясняет: «Если кто-нибудь говорит, "о, это очень удобно”, значит, мы хорошо поработали». Майкл Мейер (Michael Meyer), директор отдела промышленного дизайна потребительских товаров, говорит: «Если клиент достиг цели, получив позитивный опыт в процессе, значит, мы создали хорошую модель».

Главное – понять потребности людей и применить эти знания в разработке продукции. Следует подойти к вопросу с разных сторон. Организационная эргономика фокусируется на рабочих процессах: сводит к минимуму движения рук или перемещения; физическая – уменьшает нагрузку на тело с помощью регулируемых элементов, правильно подобранных ручек, и т. д.

Наконец, когнитивная эргономика гарантирует, что каждый новый товар одного и того же производителя неизменно прост в обращении. Исходя из опыта пользователей всё чаще в центре внимания оказываются цифровые аспекты. Это могут быть понятные значки, стандартизированные меню оператора, узнаваемые звуковые сигналы и световые эффекты, которые позволяют пользователям быстро освоиться в работе с продуктом.

Путь к продукту (1): испытать рутину на себе

«Однажды коллега спросил, почему в моём календаре запланирована встреча в 2 часа ночи в аэропорту, а следующая – в 4 утра в пекарне? Наверняка это ошибка? Но это не так, – описывает метод своей команды Даммкахлер. – Задача в том, чтобы лично познакомиться с рабочим днём профессиональных пользователей. Как только ты почистишь коровье стойло с аппаратом высокого давления, ты действительно поймёшь важность принципа угла падения и угла отражения!»

Очень важно наблюдать, слушать и говорить с клиентами во время их рабочих смен. Блокноты, камеры и бдительный ум – самые важные инструменты в исследовании. Отслеживание движений глаз используют, чтобы распознать, на чём задерживается взгляд работника и как часто он что-то ищет. «Впоследствии мы определяем, из чего складывается цикл использования техники, и все особенности взаимодействия работника с ней».

Испытать рутину на себе

Дизайнерам всегда приходится учитывать разные точки зрения. Например, у пользователя мойки самообслуживания одни потребности, у оператора – другие; профессионалы клининга, опять же, имеют приоритеты, отличные от клиентских. «На финальном этапе мы создаём концепции и макеты и тестируем их. Только после этого запускаем серийное производство».

По-настоящему эргономичный дизайн

Путь к продукту (2): понять, что нужно пользователю

«Когда мы разрабатываем бытовую технику, то рассматриваем пользовательские сценарии, отличные от профессиональных. Но кем бы ни был конечный потребитель, учитывается каждая мелочь, чтобы создать по-настоящему эргономичный дизайн», – объясняет Майкл Мейер. В случае бытовых минимоек, используемых периодически, важны такие детали, как форма рукоятки пистолета или рабочее положение. Напротив, для пылесосов, которыми убирают каждый день, эргономичным должен быть каждый элемент аппарата.

Главный вопрос здесь: кто использует аппарат или машину? «Мужчина? Женщина? Высокий человек с большими руками или миниатюрный человек с маленькими кистями? Картина может меняться в зависимости от региона, – объясняет Мейер. – В Азии, например, рукоятки делают меньше, чем в Европе». Также на дизайн влияют местные традиции. В Японии возможность компактно хранить аксессуары – решающий фактор, ведь там придают большое значение порядку в доме.

Другой ключевой аспект – это усилия, которые вынужден прилагать пользователь для управления аппаратом. Их должно быть как можно меньше. Для большинства моделей важно, чтобы они были лёгкими. На образцах весом больше 7 кг, как правило, есть колёса и рукоятки, иначе перемещать их было бы непросто. «Сейчас мы используем модульный подход, чтобы не увеличивать затраты на проектирование, – объясняет Мейер. – Так, для машин с ручным управлением, например, есть стандартные элементы конструкции, позволяющие перераспределять вес, использовать эффект рычага или менять угол наклона. И нам не нужно всё время возвращаться к чертёжной доске».

Эргономика в действии: пример двух машин

В основе коммунальной машины MC-130 её кабина с удобным рабочим местом. Операторы могут легко переключаться между функциями с помощью панели управления в левом подлокотнике. Наклонённое вперёд лобовое стекло обеспечивает тень, а пружинящее сиденье, климат-контроль и круговой обзор делают работу приятной.

Портативная мойка KHB 6 Battery удобно лежит в руке, поскольку её вес равномерно распределён, как в гантелях. Рычаг для одного пальца позволяет работать почти без усилий. Просто вставьте батарею, присоедините садовый шланг и попрощайтесь с грязью на вашем велосипеде или заборе.

Специалисты Karcher

Денис Даммкахлер, директор отдела промышленного дизайна профессиональных товаров (слева).

Работает с компанией Karcher уже 25 лет. До этого он был ассистентом на кафедре эргономики в Университете искусств и дизайна Бург Гибихенштайн в Галле (Burg Giebichenstein University of Art and Design Halle), где сотрудничал с компаниями, проводившими самые разные исследования. В 1998 году Даммкахлер основал отдел промышленного дизайна профессиональной техники Karcher, который теперь работает по всему миру. «Нам было важно, чтобы коллеги рассматривали наш вклад, не как вмешательство, а скорее как долгосрочный рост ценности товаров и бренда». Как член Сети Эргономических Компетенций (ECN), которая призвана способствовать обмену опытом в области эргономики, Даммкахлер поддерживает связь с экспертами по всему миру.

Основатели отделов промышленного дизайна

Майкл Мейер, директор отдела промышленного дизайна потребительских товаров.

Изучал промышленный дизайн в Галле (Заале), где его внимание вскоре переключилось на проектирование потребительских товаров. С 1999 по 2000 годы он был дизайнером бытовой электроники в компании Native Design в Лондоне. В 2000 году Мейер присоединился к Karcher в качестве разработчика продукции для дома и сада. За последние 22 года он превратил отдел дизайна потребительских товаров в многопрофильную глобальную команду. Сейчас она состоит из 20 специалистов в Виннендене (Германия) и Чаншу (Китай), работающих совместно с дизайнерскими агентствами в Китае, Корее, Японии, Бразилии и США.

По материалам сайта karcher.com
Рисунки и видео Karcher



предыдущая следующая