Чистая химия: от идеи до серийного производства

15.11.2023
Чистая химия: от идеи до серийного производства

Сегодня к моющим средствам предъявляют множество требований: они должны эффективно бороться с грязью, быть экономичными, безопасными для пользователей и окружающей среды. Решением этих задач и занимается специальный научный центр Karcher на заводе в Виннендене.

Вот уже более 40 лет при разработке профессиональной и бытовой химии компания неизменно стремится к экологичности.

Этапы разработки экологически чистых моющих средств

Работа начинается, когда появляется идея. Современные тенденции, стандарты и бизнес-модели требуют создания новых ресурсосберегающих продуктов, и это влияет на процесс разработки. Karcher учитывает потребности рынка на всех этапах производства продукта.

За создание концепции отвечает Центр компетенции в области моющих средств (Karcher Detergent Competence Centre). Отдел химических разработок представляет идеи и функциональные модели, сочетающие все свойства нового продукта.

Ведь чистящее средство должно выполнять и другие функции, помимо основной работы, например, растворять масла, уменьшать количество пены или связывать отвердители, чтобы предотвращать образование известкового налёта, и при этом быть безопасным для окружающей среды.

Этап разработки концепции

Химики Karcher непрерывно совершенствуют продукцию с точки зрения баланса безопасности и чистящих свойств. Они тестируют формулу, состав и устойчивость моющих средств.

При выборе сырья необходимо учитывать четыре аспекта: его рабочие характеристики, способность к разложению, возможность вторичной переработки и цену. Материалы, опасные для водной среды или не разлагаемые, канцерогенные, генетически вредные или обладающие другими негативными свойствами, не используются.

Сейчас существуют сильные компоненты, состоящие из натурального и возобновляемого сырья, например, ПАВы на основе сахара, натуральные растворители – биоспирт или природные кислоты.

Этап оптимизации формулы

В лаборатории Karcher сотрудники проверяют эффективность созданных ими средств. Проводят тесты, удаляя бытовую и промышленную грязь, анализируют различные характеристики – от запаха до пенообразования. Некоторые продукты могут содержать до тридцати компонентов.

Если средство успешно прошло тестирование, начинается этап доработки. Новые требования к продукту подробно описываются в спецификации для дальнейшей работы.

Проверка чистящего средства

Следующий этап: тестирование вне лаборатории. Новый продукт используют с поломоечной машиной, шваброй и т.д. Наблюдатели проверяют эффективность очистки, количество пены, значение рН и наличие разводов при нанесении средства.

Далее следует пилотное производство. Компания Karcher выпускает некоторое количество моющего средства и передаёт его заказчикам для проведения полевых испытаний. Эта последняя проверка на прочность включает анализ продукта при ежедневном использовании, а также вопросы о характеристиках продукта, например, о запахе и ощущениях от него.

Испытания чистящего средства в реальных условиях

Заключительный этап: выход на рынок с серийным производством нового экологичного моющего средства. Также Karcher придаёт огромное значение материалу упаковки, которая должна быть устойчива к химикатам, чтобы исключить деформацию.

Многие моющие средства используются в бутылках с пульверизатором. Такая упаковка должна быть максимально эргономичной. Специалисты Karcher тестируют и анализируют упаковку с точки зрения экологичности. Ёмкости, крышки и этикетки должны быть изготовлены из материалов, пригодных для вторичной переработки, и содержать максимальную долю вторичного сырья. Упаковка, не подлежащая вторичной переработке, такая как пластиковые композиты, исключается.

Особое внимание уделяется энергоэффективности и уменьшению отходов: производство спланировано так, чтобы вода, содержащая химикаты, не попадала в канализацию. Для перекачки и смешивания сырья, для обеспечения работы линии розлива используется минимум энергии. Её экономии также способствует отказ от материалов и продуктов, требующих нагревания.

Выход на рынок

Фрэнк Ритшер (Frank Ritscher), руководитель отдела исследований и разработок химических веществ Karcher, рассказал об особенностях производства.

Г-н Ритшер, какой должна быть продукция Karcher, особенно с точки зрения экологии?

— Во-первых, важно понимать, что в Karcher мы стремимся производить исключительно экологически чистые моющие средства. Это означает, что процесс в целом должен быть безопасным. Средства для чистки не только производятся из натуральных компонентов, но для их изготовления не могут применяться важные ресурсы.

Я объясняю это так: какая нам польза от экологически чистого моющего средства, если природные ресурсы, например, тропические леса, уничтожаются? Прежде всего, важна дальновидность, которая гарантирует сохранность натурального сырья.

И последнее, но не менее важное: средство должно работать. Только если оно будет таким же эффективным, как продукция других брендов, то добьётся успеха на рынке и у потребителей.

С ноября 2018 года вы работаете в новом центре компетенции Karcher по производству моющих средств в Виннендене. Как новая обстановка влияет на вашу работу и экологически безопасное производство?

— Благодаря новому центру компетенции мы получили больше возможностей беречь ресурсы. Теперь у нас есть химическая лаборатория площадью 240 м2 с самым современным научным оборудованием, а также доступ ко множеству видов сырья, предлагаемых химической промышленностью.

Также есть пространство для испытаний в реальных условиях. Там разработчики могут детально изучить экологически чистые моющие средства на предмет стойкости к давлению и смыванию, используя самые современные измерительные технологии.

Новый центр компетенции даёт возможность наиболее рационально организовать не только производство продукции, но и разработку. Помимо ультрасовременного оборудования, большое преимущество – то, что теперь всё в одном месте. Это экономит время и ресурсы.

Фрэнк Ритшер

Компания Karcher — мировой лидер в области технологий очистки. Что это означает для производства моющих средств?

— Мы, как и все участники рынка, хотим выпускать идеальный продукт. Новое моющее средство Karcher всегда должно быть лучшей версией предыдущей разработки. Это может касаться эффективности или экологичности формулы. А если нельзя улучшить существующий продукт, мы разрабатываем новый.

Каким критериям экологичности должны соответствовать моющие средства Karcher?

— С 2012 года все моющие средства Karcher сертифицированы с маркировкой «Экологичная чистка» (Sustainable Cleaning Label). Такой ярлык характеризует продукцию компаний, наладивших экологически безопасное производство.

Кроме того, ассортимент из более 600 наших моющих средств соответствует требованиям международных сертификатов безопасности для окружающей среды, таких как EU Ecolabel или Nordic Swan Ecolabel – одних из самых строгих в мире.

Есть ли возможность сделать моющие средства Karcher еще более экологичными?

— Самый большой потенциал для оптимизации заложен в области упаковки. Огромную роль в этом играет микропластик. Но существуют ограничения, поскольку многие моющие средства требуют специальной упаковки из-за их химического состава. Мы активно работаем над созданием ёмкостей, отвечающих этим требованиям и пригодных для вторичной переработки.

Экологически чистые средства для уборки помещений

Линейка профессиональной химии Karcher включает в себя все концентраты и готовые к применению растворы для уборки внутри помещений: средства для глубокой очистки, санитарного обслуживания, очистки поверхностей, мытья стёкол и полов. Все продукты имеют экологическую маркировку ЕС и австрийскую экологическую маркировку. Некоторые продукты также сертифицированы компанией Nordic-Swan.



Линейка химии Karcher

По материалам сайта karcher.com
Фото Karcher



предыдущая следующая